Ульяновский городской сервер auth Вторник 26 Сентября 4:06
Погода сегодня:
-24 °C, Ветер: С, 1 м/с
Давление: 753 мм рт.ст.
Влажность: 75%
Главная страница
Любой фат подобен трясогузке.
Рубрики
История города | Семья Ульяновых
На нашем сервере
Введение
Название города
Даты
Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина
Социально-экономическое развитие края в XVIII веке
События Пугачевского бунта
Дворянство (культура и быт)
Симбирские дворяне-декабристы
Симбирск в конце XIX века
Торговля и купечество Симбирска во второй половине XIX века
Социально-экономическое развитие Симбирской губернии в 1900 - 1914 гг.
Симбирская губерния в 1917 - 1921 гг
Установление власти Советов в Симбирской губернии (октябрь 1917 - февраль 1918 гг.)
Бои за Симбирск (июль-сентябрь 1918 г.)
Промышленность Ульяновской области в 20-е-ЗО-е годы
Семья Ульяновых
Гражданская война
Ульяновск накануне войны
Тыл работает для фронта
Патронный завод: вклад в победу
Ульяновцы на полях сражений
Ульяновская область в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Семья ульяновых - симбирский период
      Симбирск изменил свое название в 1924 году в память о том, что здесь в 1870 году родился вождь пролетарской революции Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Благодаря этому Ульяновск стал известен всему миру. Оценки деятельности Ленина подчас диаметрально противоположны (в зависимости от того, кто их дает: противники или сторонники) - от злодея до гения. Несомненно одно - это был выдающийся человек, оставивший в мировой истории неизгладимый след. Вот почему нам, его землякам, следует иметь представление о том, как жили Ульяновы в Симбирске, какое влияние оказал город на Владимира Ульянова.
Приезд в Симбирск
      70-80-е годы XIX века для Симбирска были периодом расцвета народного образования. Немалая заслуга в этом, несомненно, принадлежит Илье Николаевичу Ульянову, инспектору, а позднее директору народных училищ Симбирска. В своих воспоминаниях Анна Ильинична Ульянова-Елизарова писала об отце: "Он был педагогом в душе, любившим свое дело. Но ему хотелось поле работы пошире и хотелось применять ее не для более обеспечен-ных учеников в гимназии, а для самых нуждающихся, для тех, кому всего труднее получить образование, для детей вчерашних рабов".
      Именно поэтому Илья Николаевич с радостью принял свое назначение на вновь открывшуюся должность инспектора народных училищ Симбирска. По приезде в этот небольшой губернский город семья Ульяновых сняла свою первую квартиру на Стрелецкой улице во флигеле дома Прибыловской. В то время в семье было только двое детей - Анна и Александр. Вспоминая это время, Анна Ильинична писала: "Дом этот был тогда последним по Стрелецкой улице, упиравшийся в площадь с тюрьмой, которая выходила главным фасадом на так называемый "Старый венец" - высокий берег Волги со сбегавшими вниз фруктовыми садами... Помню, как угнетало наши детские души это мрачное здание с его мрачными обитателями".
      Единственным местом отдыха для горожан был бульвар на Венце да небольшой Карамзинский сквер, находившийся неподалеку от дома, где жили Ульяновы. Здесь во флигеле дома Прибыловской 10 (22) апреля 1870 года у Ульяновых родился сын Владимир. Осенью того же года семья переехала на второй этаж основного дома, где прожила еще год. Здесь родилась дочь Ольга. Но и эта квартира оказалась неудобной, ив 1871 году Ульяновы переехали в дом Жарковой, находящийся тоже на Стрелецкой улице. Здесь семья прожила до 1875 года. Старшие дети начали подготовку к гимназии. Илья Николаевич с осени 1873 года пригласил для занятий учителя приходского училища Василия Андреевича Калашникова, молодого, но талантливого педагога. Это было вызвано тем, что служба Ильи Николаевича оставляла очень мало времени для семьи, а мать, Мария Александровна, была занята малышами и хозяйством. Поэтому занятия ее с Анной и Александром становились нерегулярными. Да и семья росла: родился пятый ребенок -сын Дмитрий. Несмотря на многочисленные заботы, Мария Александровна всегда была душой семьи, центром ее единения. С раннего возраста она прививала своим детям любовь к музыке, чтению, прикладному искусству.
      Илья Николаевич выписывал для детей всю новую детскую литературу, брали книги дта чтения и в библиотеке. Родители старались поддерживать в семье добрые традиции. Так, например, к праздникам дети готовили сюрпризы.
      Высокие нравственные принципы родители Ульяновы закладывали в детях с раннего детства. Однажды на вопрос старшей сестры: "Какие самые худшие пороки?" - Саша ответил: "Ложь и трусость".
      В 1874 году Илья Николаевич был назначен директором народных училищ. Поскольку вести прием ему приходилось в домашних условиях, то снова встал вопрос о смене квартиры, и в 1875 году Ульяновы переселились на улицу Московскую (ныне Ленина), где и прожили до самого отъезда из Симбирска. По сей день эта улица хранит дыхание прошлого. Старые деревья, небольшие уютные дома, чистые зеле ные дворики - все это живо напоминает о былом. Вот только тротуары в ту пору были деревянными, да зелени было очень мало, так как городская управа, опасаясь пожаров, разрешила посадку деревьев только в конце XIX века. Лишь за высокими заборами усадьбы росли густые фруктовые сады.
      Здесь, на Московской улице, Ульяновы поселились сначала в доме Костеркина. "Это был дом с обширными высокими залой и гостиной, с тесными и неудобными домашними комнатами, отчасти ютившимися на антресолях, с холодной кухней в подвале и длинным коридором. Помещение, больше приспособленное для помещичьих домов, а не для такой семьи, как наша", - писала А.И. Ульянова-Елизарова.
Памятник И.Н.Ульянову
По этой причине перед Ульяновыми вновь встала проблема поиска квартиры. Но и следующая квартира была для них временной. Она располагалась в соседнем доме. "Следующую зиму (1876-1877) мы жили в квартире Анаксагорова. В этом доме, тремя окнами на улицу, комнаты были расположены, так сказать, "за круговым поручительством", то есть из одной комнаты в другую, так что если отца не было дома и его кабинет не был затворен, можно было бегать кругом всего дома, что очень любили малыши", - вспоминала Анна Ильинична. В этом доме начал подготовку к гимназии Владимир. Как и со старшими, Анной и Александром, с ним занимался учитель Калашников. К тому времени Саша уже был гимназистом, но большого удовольствия, по воспоминаниям Анны Ильиничны, от гимназической учебы он не испытывал. Однако учился прилежно, поскольку рассматривал гимназию как переходный мост в университет. С серьезным и вдумчивым старшим сыном в семье считались. Об этом говорит тот случай, когда двенадцатилетний Александр высказал свое мнение о ненужности учения Владимира в подготовительном классе гимназии. И Володю стали готовить сразу к первому классу. С 1877 по 1878 г. семья Ульяновых проживала на соседней улице Покровской. Это последняя частная квартира Ульяновых оказалась очень сырой. Родившаяся здесь Маняша очень часто болела. Поэтому Ульяновы торопились с покупкой дома.
Дом Ульяновых
      Переезд в свой собственный дом стал для семьи настоящим праздником. В этом доме на Московской улице Ульяновы провели свои самые счастливые годы: здесь испытали радость дружной и спаянной семьи, общение с друзьями и близкими. В этом доме семья познала и горечь утрат: смерть любимого отца и казнь старшего брата Александра. Дом был достаточно просторным. Но ничего лишнего, вычурного в быте не бьшо. Все просто и уютно. Достаточно пройти по комнатам музея, расположенного теперь в этом доме, чтобы почувствовать обстановку спаянной дружной семьи Ульяновых. В небольшой гостиной семья проводила часы отдыха. Здесь же принимали гостей. Как правило, это были сослуживцы Ильи Николаевича, его единомышленники: Арсений Федорович Белокрысенко, человек широких демократических взглядов, оказывающий большую поддержку народному образованию; Иван Яковлевич Яковлев, чувашский просветитель; Вера Васильевна Кашкадамова, воспитанница педагогических курсов И.Н.Ульянова, талантливый педагог; Иван Сидорович Покровский, домашний доктор Ульяновых и многие другие.
      Сама атмосфера семьи была исключительно доброжелательной. Музыка, чтение книг, общение с порядочными людьми не могли не сказаться на развитии ума и характера детей. В семье превыше всего ценилось служение гражданскому долгу. Родители, педагоги по образованию, воспитывали детей в лучших традициях русской и мировой демократической культуры. Вероятно, именно обстановка в семье, царивший в ней дух справедливости, неприятие произвола и унижения способствовали тому, что все дети Ульяновых стали революционерами.
      Здесь, в этом доме, дети взрослели. Они видели, как много сил великому делу образования отдает отец. Илья Николаевич не жалел сил и времени, добивался строительства новых школ, приобщения к педагогическому делу как можно больше талантливых людей. Именно этой цели служили открытые Ильёй Николаевичем педагогические курсы. Сегодня живым памятником великому просветителю Ульянову стал в городе музей народного образования, расположенный в зданиях бывшего женского городского училища. В этом училище преподавала учительница В.П.Ушакова (Прушакевич), выпускница педагогических курсов. Илья Николаевич высоко ценил учителей народного образования. Не случайно и то, что подготовку своих детей к гимназии он доверил им. Именно Вера Павловна Прушакевич завершала подготовку к гимназии Владимира, а затем учила и Ольгу до поступления ее в гимназию.
      Илья Николаевич не был сторонником классического образования, но в ту пору именно оно давало право на поступление в университет. Поэтому дети, каждый в свое время, стали гимназистами: мальчики Симбирской классической гимназии, а девочки - Мариинской женской гимназии. Недостатки гимназического образования восполнялись в семье. Кроме интереса к музыке, языкам и истории у детей формировались и творческие навыки. Анна Ильинична вспоминала одну очень интересную семейную традицию, которая возникла в семье по инициативе Александра: выпуск семейного журнала "Субботник". Каждый из членов семьи готовил для журнала какую-то заметку, а в субботу вечером, когда вся семья собиралась в столовой, читался очередной номер журнала. Здесь были и шутки, и серьезные рассуждения, и добрые послания. Родители в эти минуты радовались. Они понимали своих детей, они гордились ими, они бьши одним целым с ними. И ни разу в жизни: ни тогда, в годы их безмятежного детства, ни потом, когда судьба раскидала их по ссылкам и тюрьмам, Мария Александровна не утратила этих чувств к детям.
      Вспоминая эти вечера, Анна Ильинична писала: "Помню их оживленные лица: помню какую-то особую атмосферу духовного единения, общего дела, которая обволакивала эти наши собрания". Многое может рассказать каждая комната дома о ее обитателях. Мария Александровна имела маленькую, проходную комнатку, огороженную ширмой. Но она была расположена близко к детским комнатам. Это было удобно. Ведь младшие еще были малы. Рядом комната няни - Варвары Григорьевны Сарбатовой. На открытой крышке сундука - картинки. Это младшие дети дарили их няне, а она любовно хранила эти незатейливые подарки.
      Наверху, где располагались детские, смежный ход имели комнаты Анны и младших: Дмитрия, Ольги и Маняши. Анна была ближайшей помощницей матери в воспитании детей. Отдельный ход был к мальчикам: Александру и Владимиру. В этих комнатах все говорит о серьезности и целеустремленнос-ти их обитателей. Книги. Их много во всем доме, в каждой комнате. Они бьши верными спутниками каждого члена семьи.
Выбор жизненной цели
Саша готовил себя к деятельности ученого. Его интересовали химия и биология. Эти науки в то время еще только начинали свое развитие как общеобразовательные, и поэтому Илья Николаевич выписывал Саше необходимую для занятий литературу из Петербурга. Поддерживая интерес сына к новой науке, Илья Николае-вич позволил ему сделать не-большую лабора-торию для опытов во дворе в летней кухне.
      В своих воспоминаниях о старшем брате Анна Ильинична писала: "Удивительно умел он использовать время, ни минуты не проходило даром. Исчерпав скудный запас реторт и колбочек, которые он не мог найти в Симбирске, Саша стал выписывать простейшие химические приборы из Казани. Еще раньше он наполнил свою лабораторию кое-чем из вещей учителя Чугунова, умершего, когда Саша был в старших классах". Родители-Ульяновы наблюдали увлечения детей, и, если видели в их увлечениях самые добрые начала, всячески их поощряли.
      Сама Анна Ильинична, так долго и живо хранившая в памяти симбирский период жизни семьи, о себе писала, что она была "неисправимой словесницей". Увлечение языками и литературой привело ее впоследствии к преподавательской деятельности, которую она начала сразу после окончания гим-назии здесь же, в Симбирске, в од-ном из училищ.
      Необыкновенно способным ребенком в семье была Ольга. У нее и в характере было много общего с Сашей: глубина и твердость принципов, при большей ровности и мягкости поведения, а также удивительная работоспособность. Живая, подвижная, веселая девочка, Ольга рано научилась играть на фортепиано. Учила этому ее в основном Мария Александровна, сама хорошая пианистка. По сей день хранятся в доме-музее В.И.Ленина на Московской улице в гостиной на рояле ноты, при-надлежавшие семье. Ольга при живом характере была на редкость усидчивой. Родителей удивляло это обстоятельство: она часами могла упражняться игре на рояле. Слушая игру Ольги, Володя как-то сказал: "Вот чьей работоспособности можно позавидовать". Блестяще окончив Мариинскую гимназию в 1887 году, она поступила на Бестужевские женские курсы в Петербурге, но смерть от брюшного тифа рано вырвала ее из жизни. Ольга умерла в 1891 году.
      Анна Ильинична указывала на то, что дети в семье росли парами. И самым живым элементом в семье в период детства в Симбирске были Владимир и Ольга.
      В детстве Владимир во всем старался походить на старшего брата. Будучи очень способным к учению, но крайне непоседливым, Володя серьезному отношению к делу учился не только от родителей, но и от Александра. Особенно легко ему давались языки, да и вообще все гуманитарные предметы.
      Об умении рационально использовать время говорит и тот факт, что в старших классах гимназии Володя помогал одному учителю чувашу Охотникову Н.Я., готовившемуся к поступлению в университет. Сделал это Владимир за два года, хотя у самого было немало уроков в гимназии в старших классах.
      Целеустремленность, принципиальность, какаято внутренняя собранность - качества, которые довольно рано развились во Владимире. В учебе, в проведении досуга, в построении отношений с товарищами - во всем эти качества брали верх. В формировании его раннего демократического настроя большую роль сыграл отец. Владимир очень внимательно слушал рассказы отца о его бесконечных поездках по губернии, которые были наполнены болью тяжелой жизни народа. Чувство возмущения социальной несправедливо-стью рождали эти рассказы отца в серд-цах детей.
      Когда Владимиру исполнилось 16 лет, умер отец, Илья Николаевич. Первое непоправимое горе. Дети потеряли не только отца и учителя, но и друга. Семья словно осиротела. Душевная боль была велика. Да и материально жизнь стала тяжелой. Несмотря на то, что вдо-ве, Марии Александровне, бьша назна-чена пенсия, часть дома пришлось от-дать в аренду. Старшие, Анна и Алек-сандр, были студентами в Петербурге, Владимир и Ольга заканчивали гимна-зию, Дмитрий учился в младших клас-сах, Маняша бьша еще совсем мала.
      Не успела семья оправиться от этого страшного горя, как ее постигло новое несчастье. За участие в покушении на царя Александра III был арестован Александр. Мария Александровна уехала в Петербург. В Симбирске старшим в семье остался Владимир. Это бьшо время его духовного возмужания, именно в эти тяжелые дни, наверное, и был сделан им выбор жизненного пути - пути революционера. 8 мая 1887 года Александр был казнен. Эта боль не убила, а еще больше закалила и сплотила семью. Владимиру и Ольге предстоя-ли вступительные экзамены. После каз-ни Александра семья попала в опалу. Но это обстоятельство не помешало Владимиру и Ольге закончить гимназию с медалями.
      Надо отдать должное директору мужской классической гимназии Ф.М. Керенскому, человеку честному и порядочному, который глубоко уважал Илью Николаевича Ульянова и который не мог не оценить блестящие способности его сына, Владимира.
      В середине лета 1887 года семья Ульяновых, покидая Симбирск, оставляла горькие воспоминания последних двух лет. Впереди ждала новая жизнь, полная революционных бурь и потрясений. Но дух спаянной, дружной семьи, сформировавшийся и окрепший здесь, в Симбирске, Ульяновы пронесли через всю жизнь.
      Семья Ульяновых в Симбирске -это одна из интереснейших страниц истории города. Ибо на ее примере можно проследить, как формировалась русская демократическая интеллигенция второй половины XIX века, какими путями шла к революции.
      Сейчас все исторические места города, связанные с пребыванием семьи Ульяновых в нем, бережно охраняются. В 1984 году в Ульяновске создан историко-мемориальньш заповедник "Роди-на В.И.Ленина". Особенностью заповедника является то, что улицы его "живут". Кроме музеев и учреждений, большинство домов на улице заповед-ной части предназначено для жилья. Предполагается восстановление не толь-ко исторической среды Симбирска вто-рой половины XIX века, но и природ-ного окружения, воссоздание ландшаф-та. Заповедник должен стать местом, где каждый может умом и сердцем при-коснуться к живой истории Симбирска.




Яндекс цитирования разработка сайта сопровождение сайта Интернет-технологии Разработка сайта Сопровождение сайта По общим вопросам пишите на webmaster@ulweb.ru
Свои новости присылайне на news@ulweb.ru
© 2001-2017 Интернет-Технологии