Ульяновский городской сервер auth Пятница 24 Ноября 12:21
Погода сегодня:
-24 °C, Ветер: С, 1 м/с
Давление: 753 мм рт.ст.
Влажность: 75%
Главная страница
Огорошенный судьбою, ты все ж не отчаивайся!
Рубрики
История города | Ульяновская область в годы Великой
Отечественной Войны (1941-1945 гг.)
На нашем сервере
Введение
Название города
Даты
Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина
Социально-экономическое развитие края в XVIII веке
События Пугачевского бунта
Дворянство (культура и быт)
Симбирские дворяне-декабристы
Симбирск в конце XIX века
Торговля и купечество Симбирска во второй половине XIX века
Социально-экономическое развитие Симбирской губернии в 1900 - 1914 гг.
Симбирская губерния в 1917 - 1921 гг
Установление власти Советов в Симбирской губернии (октябрь 1917 - февраль 1918 гг.)
Бои за Симбирск (июль-сентябрь 1918 г.)
Промышленность Ульяновской области в 20-е-ЗО-е годы
Семья Ульяновых
Гражданская война
Ульяновск накануне войны
Тыл работает для фронта
Патронный завод: вклад в победу
Ульяновцы на полях сражений
Ульяновская область в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Первые месяцы войны. Центр эвакуации.
      22 июня 1941 года, после сообщения советского правительства о начале войны, в парке имени Свердлова состоялся городской митинг, собрания прошли на всех предприятиях и в организациях нашего города. Выступавшие с гневом и возмущением говорили о вероломном нападении фашистской Германии, о необходимости в кратчайший срок дать отпор врагу.
      В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения. Первым днем мобилизации стало 23 июня 1941 года. В первые месяцы войны на фронт ушли более 10 тысяч ульяновцев. Поступили сотни заявлений о приеме в народное ополчение, которое начало формироваться по постановлению бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) от 8 июля 1941 года. Около 2,5 тысячи ополченцев были направлены на охрану станций, железнодорожных мостов, складов, в милицию, взамен ушедших на фронт.
      Будучи летом 1941 года глубоким тылом, Ульяновск был определен как пункт эвакуации, здесь были созданы местные, аналогичные центральным, органы - эвакуационный Комитет и Комиссии при горисполкоме. С июня 1941 года начала создаваться эвакобаза с системой складов в городе, в его окрестностях и ближайших районах. Для их нужд в кратчайший срок были проложены 89 километров железнодорожных путей. На этих складах хранилось промышленное оборудование и сырье, комплекты одежды, медикаменты, брошенные вещи эвакуированных людей и так далее. Частично этими запасами пользовался и город, хотя полностью ими мог распоряжаться только СНК СССР.
      Наш город стал местом эвакуации 15 предприятий. Для их размещения было предоставлено около 200 тысяч квадратных метров производственных и культурнобытовых площадей. Большинство предприятий эвакуировалось в Ульяновск и область согласно принятому ЦК ВКП(б) и СНК СССР 16 августа 1941 года "Военнохозяйственному плану на IV квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии". Именно этот план и предусматривал перемещение промышленных предприятий из прифронтовой полосы и ввод их в действие на новых местах, строительство военнопромышленных объектов.
      Первым эвакуированным предприятием стала чулочнотрикотажная фабрика имени КИМ из Витебска. Ее обо рудование и рабочие, а это 352 человека, стали прибывать в город с 13 июля 1941 года. Предприятие разместилось в различных зданиях на улицах Шевченко, Гончарова, Советской, в том числе в помещении бывшей Ильинской церкви. Производство было пущено 25 сентября: начался выпуск армейского белья, брезентовых мешочков для штатных узлов минометов и солдатских хлопчатобумажных обмотков, которые, намотанные на голень выше ботинка, заменяли сапоги и преобладали в обмундировании нашей армии вплоть до 1943 года.
Они работали на вооружение
      На базе эвакуированных Московского НИИ-12, Ленинградского приборостроительного завода №278 и Вяземского приборостроительного завода №149 был создан Ульяновский приборостроительный завод №280, который начал размещаться в недостроенных цехах на улице Марата (бывшая Ярмарочная площадь). Первая очередь завода бьша пущена в сентябре 1941 года. К маю 1942 года было построено около 10 тысяч квадратных метров производственных площадей. В корпусах устанавливалось оборудование ранее названных предприятий, коллективы которых составили костяк нового предприятия. Это были жидкостные компаса, центробежные тахометры и другие нужные авиации приборы. Всего за годы войны фронт получил около 300 тысяч авиаприборов. изготовленных в Ульяновске.
      По соседству с приборостроительным заводом, на площади Революции (рынок), согласно постановлению ГКО от 16 сентября 1941 года стал размещаться завод "Электропускатель" имени И.В.Сталина из города Харькова (ныне завод "Контактор"). Первоначально он занял склады и магазины на рынке в помещении местных артелей, а с мая 1942 года рядом началось строительство новых корпусов. С 1942 года завод выпускал различное электрооборудование, а с середины этого же года и комплектующие для знаменитых катюш. В город также прибыло оборудование Киевского завода контрольно-измерительных приборов №10 (завод КИП) и Московского завода контрольно-измерительных приборов (МОСКИП) вместе с центральной научно-исследовательской лабораторией КИП Наркомата пищевой промышленности. Эти предприятия, разместившись в цехах ликероводочного завода, в короткий срок наладили производство узлов для миномета МН-82 - контрольный квадрант угломера, уровень и прицел. С марта 1942 года завод, к тому времени уже "Ульяновский завод КИП №10", изготовлял полностью штатный прицел МП-82 УС к 82-мм миномету. Завод курировало Главное артиллерийское управление Красной Армии. Прибывший сюда из города Ахтырки литейно-механический завод №11 Наркомата связи в 1941-42 гг. был единственным в стране предприятием, выпускающим предохранительное и линейно-кабельное оборудование для связи.
Рождение автозавода
      Самым крупным эвакуированным предприятием стал автомобильный завод имени Сталина из Москвы. К осени 1941 года в связи с угрозой, нависшей над столицей, было принято решение о полной эвакуации завода. Пунктами размещения завода стали гг. Щадринск, Троицк, Челябинск и Ульяновск. По этим адресам и было направлено 12800 единиц оборудования, для перемещения которого потребовалось 7708 вагонов и платформ. 20 октября 1941 года в город прибьши руководители и работники будущего Ульяновского автозавода. Поступающее оборудование первоначально размещалось на складах Государственного Таможенного Управления. Они представляли собой дощатые и кирпичные строения барачного типа, расположенные вдоль двух железнодорожных веток в Киндяковке. Прежде всего предстояло освободить складские помещения, доверху набитые тяжелыми слитками дорогих сплавов, сотнями килограммов натурального каучука, ящиками с лекарствами. Эту работу нужно было проделать в считанные дни, чтобы не задерживать размещение прибывающего оборудования. Эвакуация и размещение ни одного из прибывших в Ульяновск предприятий не были сопряжены с такими усилиями и не требовали такой самоотверженности и героизма. Эшелоны из Москвы прибывали с интервалами в 2-3 часа. Разгрузка велась и днем, и ночью, бригады работали по 12 часов, большая часть многотонных машин была выгружена и доставлена в большие пакгаузы вручную - при помощи стальных листов, деревянных катков, тросов и веревок. К перечисленным трудностям прибавилась необычно ранняя и суровая зима 1941 года - в конце октября выпал снег, а в ноябре морозы уже достигали 45 градусов ниже нуля.
      В начале 1942 года началось строительство новых корпусов в Засвияжье. Были использованы расположенные в том же районе недостроенные цеха завода авиационной промышленности. 15 мая 1942 года приказом директора завода было объявлено: "Считать действующими следующие цеха автозавода: МСЦ-1, МСЦ-2 (механосборочные), цех нормалей, ЦСИА (цех сборки и испытания автомобилей), инструментальные первый и второй, термический с отделением металлопокрытий, механомонтажный и железнодорожный".
      Даже непосвященному человеку такие темпы могут показаться маловероятными. Уже в апреле 1942 года начался выпуск автомашин ЗИС-5В, в октябре 1942 года состоялся пуск главного конвейера, с которого к концу 1943 года сходило по 80-100 машин в сутки. В 1943 году удалось собрать 4,2 тысячи машин ЗИС-5В и несколько сотен трехосных грузовиков-вездеходов "Студебеккер-ЮСб-62" из деталей, поставляемых из Америки по лендлизу. Кроме этого, завод выпускал газогенераторные установки к автомашинам ЗИС-31, запчасти, детали и заготовки для снарядов и мин. Последние выпускались практически на всех предприятиях города, где были металлорежущие станки. В 1944 году на базе цехов ЗИС образовались два самостоятельных завода - малолитражных двигателей (УЗИД) и автомобильных запчастей "Автозапчасть".
      Строительство в Засвияжье автомобильного завода было самым крупным в городе и области. На его строительстве использовался и труд заключенных, а с 1943 года - и труд немецких военнопленных.




Яндекс цитирования разработка сайта сопровождение сайта Интернет-технологии Разработка сайта Сопровождение сайта По общим вопросам пишите на webmaster@ulweb.ru
Свои новости присылайне на news@ulweb.ru
© 2001-2017 Интернет-Технологии